Меня зовут Екатерина Михайловна. Мне 50 лет, замужем. Проживаю в г. Великий Устюг. В 1989 году окончила Великоустюгское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов, воспитатель. В 2003 году мне посчастливилось поступить в Вологодский государственный педагогический университет и повысить профессиональное образование в области социальной работы, педагогики и психологии. В 2009 году я с отличием закончила ВГПУ по специальности специалист по социальной работе.
В ходе обучения в университете, изучив наиболее глубоко особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я стала применять эти знания на практике. Мне удалось разработать экспериментальную общеобразовательную программу «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья». Вот уже несколько лет я обучаю детей с ОВЗ лепке из различных материалов. И мне и детям это очень нравится.
С 2006 года работаю директором муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования». Свою деятельность в роли руководителя считаю успешной, возглавляемое мной образовательное учреждение занимает лидирующие позиции в сфере образования не только в Великоустюгском муниципальном районе, но и в целом, в Вологодской области. Уверена, что есть чем поделиться с коллегами на Всероссийском конкурсе.
Согласна с теми, кто утверждает «хорошими руководителями не рождаются, ими становятся». Всегда стремилась к тому, чтобы быть успешным руководителем. Я считаю, что успешным человеком невозможно «стать», им возможно только «быть». Однажды достигнутый успех не сделает нас успешным человеком. Но, тем не менее, успешным мечтает стать каждый, и я не исключение. Что значит для меня быть успешным?
В моем понимании успешный человек это тот, который:
- постоянно ставит перед собой жизненные цели и достигает их;
- уверен в себе, своих знаниях, способностях, действиях и поступках;
- никогда не останавливается на достигнутом, постоянно развивается и самосовершенствуется;
- имеет общественное признание, востребован, как личность, его уважают;
- обладает лидерскими качествами, способен повести за собой других людей.
Достижение результата складывается, на мой взгляд, из трех основных составляющих:
- точно знаю, чего хочу,
- верю в то, что могу обеспечить себе желаемое,
- действую.
Если переводить на язык психологии, то это – понимание собственных потребностей, адекватная самооценка и деятельность.
Я убеждена, что успешным руководителем мне помогли стать три группы качеств: личные, деловые и профессиональные. Сочетание таких качеств является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любого учреждения.
Личные качества руководителя – это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Я стремлюсь развивать в себе отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье. Я общаюсь с друзьями, занимаюсь в фитнес-центре и по выходным дням в зимнее время хожу на лыжах, много читаю. Мои любимые (настольные) книги: «Мактуб» Пауло Коэльо, «Джейн Эйр» Шарлота Бронте, «Овод» Войнич. Всё свободное время посвящаю внукам.
Деловые качества руководителя – это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Эти качества требуют постоянной работы над собой. С 2014 года я вхожу в состав Президиума совета директоров учреждений дополнительного образования детей Вологодской области, принимаю активное участие в деятельности рабочей группы, представляю интересы учреждений дополнительного образования Великоустюгского района в области. Делаю все возможное, чтобы обобщить опыт работы своего учреждения и поделиться им на уровне региона:
- образовательный форум Вологодской области «Перспективы развития дополнительного образования детей Вологодской области в свете идей Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации», г. Вологда. Тема моего доклада «Перспективы развития организаций дополнительного образования детей в свете идей Концепции развития дополнительного образования детей в Вологодской области»;
- круглый стол «Перспективы развития дополнительного образования Вологодской области», г. Вологда. Тема доклада «Модернизация деятельности организаций дополнительного образования детей в соответствии с основными направлениями Концепции»;
- заседание рабочей группы по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие профориентации молодежи Вологодской области в Департаменте труда и занятости населения Вологодской области, г. Вологда. Тема моего выступления «Организация профориентационной работы с родителями и обучающимися образовательных учреждений в муниципальных образованиях области на примере Великоустюгского муниципального района» (из опыта работы Центра профориентационной работы МБОУ ДО «ЦДО»);
- экспертно-образовательный Форум «Истоки национального самосознания и детский туризм в России», г. Великий Устюг. Тема доклада «Сохраняя традиции – строим будущее»;
- межрегиональный семинар – практикум для КПК педагогов дополнительного образования Архангельской области, г. Великий Устюг. Тема доклада «Центр дополнительного образования – социокультурный центр развития детей и молодежи»;
- областной семинар-совещание «О перспективах развития художественного и социально-педагогического воспитания детей в образовательных организациях Вологодской области, реализующих программы дополнительного образования детей», г. Великий Устюг. Тема доклада «Возрождение и сохранение русских народных промыслов и традиций в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования»;
- образовательный салон Вологодской области «Образование – высокие возможности для каждого», г. Вологда. Тема доклада «Программа развития учреждения дополнительного образования: от идеи – к реализации»;
- встреча с начальником Департамента труда и занятости населения Вологодской области Беловым Олегом Михайловичем и его заместителем Синяевым Эдуардом Анатольевичем, г. Великий Устюг. Тема выступления «Дополнительное образование – путь к успешной карьере»;
- семинар для руководителей образовательных организаций с докладом «Реализация приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», г. Великий Устюг;
- II межрегиональная научно-практическая конференция «Социальное, культурное и техническое проектирование на благо малой родины», г. Великий Устюг. Тема доклада «Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей как путь повышения качества дополнительного образования».
Профессиональные качества руководителя – это хорошее специальное образование, эрудиция, высокая обучаемость, умение планировать свою работу, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным. Именно эти качества обеспечивают мне успешность на конкретной занимаемой должности.
Я не останавливаюсь на достигнутом и систематически занимаюсь повышением своей квалификации. За последние годы мне удалось пройти обучение в ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» по теме «Теория и практика управленческого мастерства»; в АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по программе «Профессиональная подготовка руководителя учреждения социальной направленности» по теме «Образовательный стандарт и формирование системы оценки качества образования на муниципальном уровне»; в Институте развития современных образовательных технологий по программе повышения квалификации «Развитие дополнительного образования детей на основе межведомственного взаимодействия и координации работы организаций образования, науки, культуры, институтов гражданского общества, частно-государственного партнерства и бизнес-сообщества», в Федеральном государственном автономном учреждении «Фонд новых форм развития образования по программе повышения квалификации «Управление системами дополнительного образования в условия реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в субъектах Российской Федерации» в г. Москва.
В своём коллективе мне приходится выполнять разные профессиональные роли:
- «Лидер». Важным моментом профессионального роста считаю участие в конкурсах профессионального мастерства. Кроме этого, это является положительным примером для работников учреждения. Мне посчастливилось принять участие и стать победителем в следующих конкурсах:
- V Всероссийский сетевой конкурс «Профессиональный успех – ХХI»;
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогическое мастерство в системе дополнительного образования – 2018», номинация «Лучшая авторская программа»;
- IV Всероссийский конкурс «Таланты России», номинация «Лучшая презентация»;
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей и проектов», номинация «Публичное выступление»;
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший педагог 2018 года», номинация «Эссе»;
- II региональный чемпионат по решению управленческих кейсов в номинации «Управленческие команды образовательных организаций дополнительного образования детей» (диплом 3 место) и др.
С 2017 года я являюсь членом Общественного совета Великоустюгского муниципального района. В Общественном совете я избрана секретарём. В мои обязанности входит информировать членов ОС о месте и времени проведения заседаний, осуществлять координацию деятельности рабочих групп и комиссий, вести страничку ОС в социальной сети BK и проводить работу по увеличению количества подписчиков на интернет-страницах, выполнять иные поручения председателя в рамках полномочий ОС. Кроме этого, я являюсь общественным наблюдателем на выборах, обеспечивая законность избирательного процесса; продвигаю интернет-проекты: «Почему я иду на выборы», «Победа живет в поколениях», «Мой выбор – «За!»», «Северный путь добра».
С 2018 года – член Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры Великоустюгского муниципального района.
- «Наставник». Всё чаще приходят к нам в организацию молодые педагоги. Многие из них приходят сразу после студенческой скамьи. В 2019 году приступило к работе 11 молодых специалистов. Имея высшую квалификационную категорию по должности педагог дополнительного образования, считаю своим долгом делиться с ними имеющимися знаниями:
- разработанными и адаптированными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами: «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья», «Сюжетная лепка для детей с ОВЗ», «Пластилинография как средство творческого развития детей с ОВЗ», «Экологическое воспитание детей с ОВЗ»;
- проводить открытые занятия;
- выступать на семинарах и педагогических чтениях: «Воспитательный потенциал системы дополнительного образования для семей, имеющих детей с инвалидностью и детей с ОВЗ», «Особенности организации обучения и воспитания детей с инвалидностью на дому» и др.
Кроме этого, в учреждении для молодых специалистов работает объединение «Школа молодого педагога», реализуется программа «Наставник», где к каждому молодому специалисту прикреплен опытный педагог.
- «Администратор». Под руководителем административного стиля обычно понимается должностное лицо, которое обращено всегда или почти всегда к требованиям «сверху», к тем, кто его назначил. Или как сказал В.В. Путин: «Самое простое – махать шашкой, рубить головы и выглядеть на этом фоне крутым руководителем». Но, по-моему, руководитель должен понимать, в чем состоят интересы тех людей, с которыми он связан по работе; способен понимать трудности (проблемы) отдельного человека; готов отстаивать интересы людей, обладать развитой способностью понимать и ясно выражать общие интересы коллектива; может вступиться за человека, если с ним обходятся несправедливо; ставит вопрос о нуждах коллектива перед руководством, не дожидаясь приказа «сверху»; способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать, а также улавливать и выражать общее мнение членов коллектива любым значимым для них вопросам; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; может, независимо от занимаемой должности, принимать на себя функции представителя коллектива; «администратор» настойчив в отстаивании интересов своих коллег; способен вовлекать людей в обсуждение общих проблем коллектива; выступает с предложениями о путях удовлетворения нужд подчиненных. Конечно, у меня получается далеко не всё, но это, именно, то, к чему я стремлюсь.
И самое важное. Деятельность возглавляемого мной образовательного учреждения осуществляется в рамках правил, инструкций и предписаний. Именно это обеспечивает бесперебойную и результативную деятельность коллектива.
- «Стратег». Главная моя задача как руководителя - выстроить работу учреждения таким образом, чтобы не стоять на месте, а постоянно двигаться вперёд в ногу со временем. Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность занять своё место на рынке образовательных услуг посредством предоставления качественного образования, приобретения наибольших конкурентных преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями. Одним из важных шагов по развитию конкурентоспособности учреждения стало принятие решения о создании на базе Центра дополнительного образования инновационной площадки по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Великоустюгского муниципального района. Главное управленческое решение, выбор, который сделала я как руководитель в этой ситуации, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой мной должности: проанализировала материально-техническое обеспечение образовательной организации, оценила педагогический потенциал коллектива, изучила запросы обучающихся и их родителей, постаралась учесть все риски и разработать кейс-технологии. Внедрение ПФДО началось в 2017 году. Велась большая информационная работа (с общественностью, с потенциальными родителями и партнёрами) через собрания, семинары и различные СМИ; пересматривались и переписывались общеобразовательные программы; повышалась квалификация педагогических работников; укреплялась материально-техническая база, закупалось новое оборудование; перезаключались договоры о сетевом взаимодействии. Спустя три года, с уверенностью можно сказать: всё получилось. Первые результаты: повысилось качество и вариативность дополнительных общеобразовательных программ, увеличился охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, улучшился контроль родителей за получением детьми дополнительного образования. Сегодня в Центре по ПФДО обучается 1770 обучающихся, по муниципальному заданию – 340.
С 1 сентября количество обучающихся по ПФДО планируется увеличить ещё на 5%. А значит, есть о чем подумать: новые программы, новые педагоги, новые места образовательной деятельности и дополнительное материально-техническое обеспечение.
Важным моментом стратегического планирования на данном этапе считаю:
- расширение возможностей для естественнонаучной и технической деятельности. Уже сегодня педагоги дополнительного образования Центра оказывают содействие в организации семинаров и конференций для развития технического и инновационного творчества детей. На 1 января 2019 г. в Центре дополнительного образования 29,5% обучающихся занимаются техническим творчеством, 17,9% - естественнонаучной деятельностью;
- создание условий для поддержки одаренности детей и детей с ОВЗ и инвалидностью. Сегодня в Центре обучается 169 детей с ограниченными возможностями, 40 из них – инвалиды, 3 ребенка обучаются на дому;
- расширение вариантов сотрудничества, возможностей интеграции ресурсов, сетевого взаимодействия с организациями различного типа и ведомственной принадлежности.
- «Продавец». Сегодня конкурентные преимущества Центра дополнительного образования позволяют предоставлять качественное образование и воспитание, повышать профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, поддерживать имидж учреждения. Образовательные услуги ЦДО в первую очередь обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации, а так же для профессиональной ориентации личности. В целях повышения эффективности профориентационной работы в 2010 году на базе Центра дополнительного образования Великий Устюг был создан районный Центр профориентационной работы и принята к реализации программа «Мой профессиональный выбор», охватывающая как производственную, так и социальную сферы Великоустюгского муниципального района. Сегодня по праву можно сказать: «Дополнительное образование – путь к успешной карьере». В Центре дополнительного образования вырабатываются и формируются не только первые профессиональные навыки, но и личностные качества обучающегося (усидчивость, умение работать в новом коллективе, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение презентовать свою работу и др.). К тому же, в значительной мере дополнительное образование осуществляется профессионалами, специалистами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, увлекательность и, в конечном итоге, результативность. В ЦДО реализуется более 60 дополнительных общеобразовательных программ по 6 направленностям: художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, технической и естественнонаучной. Многие общеобразовательные программы учреждения носят практико-ориентированный характер: «Стилизованный народный костюм», «Роспись по ткани. Великоустюгская роспись», «Роспись по ткани. Архитектура Великого Устюга», «Хореография. Стилизованный народный танец», «Актерское мастерство», «Экологический лабиринт», «Наука в опытах и экспериментах», «Живопись по бересте», «Роспись по дереву и бересте», «Художественная роспись в технике квиллинг», «Конструирование и моделирование из бумаги», «Изобразительное искусство. Живопись», «Техническое конструирование», «Выпиливание лобзиком и выжигание по дереву», «Технология обработки материалов на модульных станках UNIMAT» и др. Самыми востребованными программами являются программы технической направленности: «Информационные технологии», «3-Д моделирование», «Образовательная робототехника», «Спортивная робототехника», «Основы Лего Wedo».
В 2017 году Центр дополнительного образования стал победителем областного конкурса «Серебряный Меркурий» в основной номинации «Лучшее малое предприятие в сфере образовательных услуг».
Мои главные качества – решительность и ответственность. Как руководителю учреждения, мне часто приходится принимать управленческие решения. Когда есть вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Вся ответственность заключается в осознавании того, что оно может быть ошибочным. Чтобы принимать верные решения, нужно иметь представление о том, чем занимаешься. И не поверхностное, а глубокое. А для этого мне постоянно приходится заниматься самообразованием, следить за развитием технологий, наблюдать за конкурентами и реально оценивать ситуацию.
Благодаря кадровому потенциалу, материально-технической базе, методическому обеспечению, Центр дополнительного образования составляет существенный ресурс для духовного, экономического и социального развития Великоустюгского муниципального района и может рассматриваться как инновационный, выявляющий ближайшие перспективы развития профессионального самоопределения детей и молодежи.
Сегодня на базе учреждения созданы и работают инновационные площадки:
- ЦДО – учебно-методическая площадка АОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования»;
- ЦДО – региональная пилотная площадка для разработки и апробации современных программ технической и естественно-научной направленности;
- ЦДО – участник региональной профориентационной площадки по реализации кластера «Туризм и народные промыслы»;
- ЦДО – Центр профориентационной работы для образовательных учреждений Великоустюгского муниципального района;
- ЦДО – муниципальная опорная методическая площадка;
- ЦДО – координатор Великоустюгской районной детской общественной организации «Планета детства»;
- ЦДО – координатор Великоустюгской районной детской общественной организации «Юные друзья закона»;
- ЦДО – Великоустюгский муниципальный опорный центр (ВМОЦ)
Конечно, каждый руководитель должен не только досконально знать специфику работы своего учреждения, но и быть разносторонней личностью как человек. Это хорошо для внутренней самооценки и признания окружающих.
Мне как руководителю приходится постоянно чувствовать ответственность не только за выполняемую работу, но и за свой коллектив. Если директор отстраняется от коллектива, противопоставляет себя ему, то грош ему цена. Кроме того, люди чувствуют отчуждение и перестают верить и доверять своему руководителю. А в таких условиях продуктивной работы не будет.
Могу с уверенностью сказать, что работа, возглавляемого мной коллектива, сегодня является результативной. Сильными сторонами работы учреждения считаю:
- отсутствие предписаний контролирующих органов;
- стабильность коллектива;
- сохранность контингента. В учреждении занимается более 2000 детишек;
- стабильно высокие достижения:
- ежегодно обучающиеся учреждения за неоднократные успехи на Международных, Всероссийских, межрегиональных, районных конкурсах и фестивалях удостаиваются именной стипендии Главы Великоустюгского муниципального района;
- ежегодное награждение обучающихся областной премией «100 юных талантов Вологодчины»;
- трем коллективам учреждения за высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и молодежи приказом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации присвоено звание «Образцовый детский коллектив»;
Считаю себя успешным человеком еще и потому, что владею таким богатством как:
любимый муж;
заботливые дети и внуки;
любимая работа;
хорошие и надежные друзья.
Я глубоко убеждена, что никогда не надо останавливаться на достигнутом, и, пожалуй, соглашусь с высказыванием Джозефа Аддисона «Если желаете добиться в жизни успеха, сделайте настойчивость своим лучшим другом, опыт - мудрым советником, осторожность - старшим братом, а надежду - ангелом-хранителем».