Стратегия моего профессионального роста как руководителя завтрашнего дня
Происходящие социально-экономические изменения актуализировали роль дополнительного образования детей и обусловили необходимость его совершенствования в соответствии с вызовами времени и общественными потребностями. «Сейчас самое время, когда нужно выстроить современную профориентацию», — с такими словами обратился Президент России в своем Послании к Федеральному собранию. Владимир Путин предложил запустить с сентября 2018 года проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», который, по его мнению, даст ребятам «возможность попробовать себя в деле, в будущей профессии, в ведущих компаниях страны».
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей такой вид деятельности принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора в условиях реализации национальных проектов, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по ключевым направлениям экономического и социального развития страны, создается программа действий по формированию нового облика страны и ее регионов. Национальный проект "Образование" включает в себя ряд федеральных проектов, мероприятия которые носят межведомственный характер и направлены на развитие системы образования.
Современная образовательная организация – это сложная по своей внутренней структуре система, которая может функционировать успешно при условии согласованности, взаимодействии и результативности отдельных ее звеньев и подразделений. В связи с этим особое значение приобретают проблема поисковых механизмов и технологий управления образовательной организацией.
На наш взгляд, проектный подход в управлении образовательной организацией – эффективный метод достижения результатов, позволяющий перевести образовательное учреждение из состояния функционирования в режим развития. Для реализации программы развития МБУДО «МЦДТ г.Челябинска» внедряет модель проектного управления, направленную на повышение эффективности управления ресурсами учреждения. Это обеспечивает также создание проектов различного уровня: от институционального до муниципального и регионального.
В МБУДО "МЦДТ г.Челябинска" накоплен положительный опыт применения технологий сотрудничества с различными субъектами образовательных отношений: семья как законный представитель ребенка, учредитель, образовательные организации города, общественные организации и т.д. Опыт проектной деятельности МБУДО "МЦДТ г.Челябинска" обеспечил развитие его ресурсов: нормативно-правового, кадрового, информационного и материально-технического.
Деятельность учреждения на мой взгляд соответствует современным требованиям к управлению проектной Цели, задачи, структура и содержание проекта отражают основные стратегические ориентиры федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Социальная активность» и «Учитель будущего», входящих в национальный проект "Образование". Наряду с задачами воспитания гармонично-развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и задачами создания условий для развития наставничества, поддержки социальных инициатив проектов современных обучающихся решается проблема внедрения проектного управления развитием профессиональной компетентности педагогических сотрудников и учреждения дополнительного образования в целом.
Я уверен, что стратегия развития учреждений дополнительного образования, направленная не только на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся, но и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения – это главный ориентир. Хочу отметить, что в Центре уже на протяжении нескольких лет ведется активная работа по привлечению молодых специалистов в систему дополнительного образования посредством взращивания собственных кадров. Безусловно, на этапе внедрения «обновленной» кадровой политики мы сталкивалисьс различными проблемами. Но, как показывает практика, для эффективных изменений в сфере дополнительного образования директор– ключевая фигура. Главное для современного руководителя образовательного учреждения – это ясное видение конечных целей; понимание масштабности и глубины задач, стоящих перед современным обществом;умение правильно определить приоритеты и способы выразить их, а также сформулировать и спрогнозировать результат.
Итак, каким же должен быть руководитель образовательного учреждения? Какими качествами должен обладать? По моему мнению, директор– это не только организатор образовательной среды, но и учитель, воспитатель, психолог, дипломат, инноватор, стратегический менеджер, строитель и дизайнер. Конечно, сочетать в себе все вышеперечисленные роли не так просто, но я стремлюсь к этому и «интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю оставшуюся жизнь» (Чарлз Кеттеринг).
Для меня особое значение имеет то, чем занимаются дети, ноинемаловажно, кто их учит. Поэтому подготовка, непрерывное образование, повышение уровня компетенций в образовательном процессе педагогов– это первостепеннаязадача, которой необходимо заниматься директору.
Удерживать в русле организационных целей динамически активных (особо результативных) педагогов гораздо сложней, чем просто функциональные единицы, механически соблюдающие должностные инструкции. Вот тем и интересна управленческая деятельность руководителя: сохрани самых ценных для образовательного учреждения работников, отыщи талантливую молодежь, воспитай, сумей использовать богатейший опыт ветеранов и удержи всех рядом с собой. Отсюда извечные вопросы: что делать, и какие инструменты управления использовать?
Проведя анализ деятельности учреждения, мной была выработана стратегия дальнейшего развития, и было принято решение рассмотреть вопрос о внутренних резервах, которые могли бы продуктивно быть использованы для воспроизводства кадрового потенциала Центра. Преимущество стратегии заключается в появлении возможности для перспективы роста, повышении степени привязанности к учреждению, улучшении социально-психологического климата в коллективе. Более того, благодаря внедрению подобной кадровой политики, удастся избежать проблемы интеграции сотрудника в учреждение. Стоит подчеркнуть, что реализация данной стратегии не требует дополнительных финансовых затрат. А в результате мы получаем увеличение количественного показателя молодых специалистов.
Однако, чтобы в учреждении появились педагогические сотрудники, необходимо грамотно выстроить последовательность управленческих действий. В свою очередь, мы должны понимать, ЧТО кадры – это важно! Ведь они являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Более того, мы должны понимать, ГДЕ бы кадры ни работали, они будут создавать имидж учреждения. И наконец, мы должны понимать, КОГДА и какие управленческие механизмы нужно применять для решения кадровой проблемы.
Стало быть, главная управленческая задача – решение кадровой проблемы в учреждении посредством разработки комплекса мер по профориентационной работе, позволяющей привлечь и удержать молодых специалистов в «Металлургическом Центре детского творчества г. Челябинска».
Современная жизнь диктует свои условия. На смену философии "воздействия" в управлении учреждением приходит философия "взаимодействия", "сотрудничества". Эффективность работы образовательного учреждения зависит от стиля управления коллективом, от личных качеств руководителя. Это уверенность в себе в своих силах, возможностях; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. От управленческой компетентности директора, его способности создать команду единомышленников и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит и динамика ожидаемых показателей. Таким образом, моя основная управленческая задача – подбор, обучение и грамотная расстановка кадров, действенная и актуальная помощь сотрудникам. Если директор сам начнет управлять процессом обучения и воспитания, он рискует упустить стратегические цели и задачи учреждения. Директор должен управлять кадрами, которые управляют процессом обучения и воспитания.