Сяткина Ирина Андреевна, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Усть-Абаканский центр дополнительного образования»
Стаж работы – 19 лет, педагогический стаж - 19 лет, стаж в учреждении – 9 лет
01.03.2014 -01.11.2014 - заместитель директора по воспитательной работе.
01.11.2014 - 14.11.18 - заместитель директора по учебной работе.
14.11.18 год – директор.
Цель участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Арктур»: положительный обмен опытом,
Моё управленческое кредо – это следование моимубеждениям:
1. Движение (развитие) –это жизнь
Обучение и развитие происходит через выход из зоны комфорта. В большинстве случаев это больно и неприятно. И чем дальше ты двигаешься, тем больше дискомфорта возникает в жизни, поскольку расширяется зона контакта с неведомым, что обязательно приводит к РАЗВИТИЮ.
2. Любовь к работе
Многие без конца ищут себя и не могут найти, вместо того, чтобы заняться хоть каким-то полезным делом. А ведь все очень просто – признание находится на стыке знаний (умений), страсти и нужности. Значит, надо планомерно работать над каждым из компонентов. Причем поиск должен быть деятельным – не через чтение книжек, а через пробование и эксперименты (Правило №1)
3. Действуй здесь и сейчас!
Сегодня я понимаю, что прошлое напрямую не влияет на будущее, и каждый момент под названием «настоящее» является потенциальной точкой изменения жизненной траектории. В каком направлении она пойдет завтра – это собственный выбор. И если сегодня просто сидеть и умиляться прошлыми достижениями, то завтра не будет НИЧЕГО (Движение –это жизнь –правило № 1)
4. Говори… Говори много…. Говори по существу. Знай, что говоришь…
Очень важный урок, который я вынесла за 19 лет педагогической деятельности – это важность общения и высказывания своей позиции. Если ты умный, но интроверт – тебя будут использовать. Если ты хочешь расти выше, ты должен говорить. И движение по карьерной лестнице осуществляется именно так – сначала ты начинаешь говорить на совещаниях, а потом ты получаешь повышение. И никак не наоборот. Но для этого нужно много читать, учиться, экспериментировать, применять. (Движение –это жизнь –правило № 1). Из личного опыта: начало 2012 года – педагог дополнительного образования, конец 2012 года – методист, 2013 год- заместитель директора по воспитательной работе, 2014 год – заместитель директора по учебной работе, 2018 год – директор. Делилась тем, что уже умею, то что меня зажигает с понятием того, что это нужно другим (Правило № 2)
5. Управляй временем
В процессе движения поможет управление временем. Простое правило – делать только то, что нужно. Вот ответ на вопрос когда же можно следовать 4-ем предыдущим правилам
6. «Один в поле не воин»
Я убеждена, совместная творческая атмосфера педагогического коллектива - самый мощный двигатель развития, а творчество - это, прежде всего, общее дело. Ведь в современных условиях становятся востребованными такие характеристики профессиональной деятельности, как умение работать в команде. Можно сказать, что успех нашего Центра дополнительного образования зависит не только от руководителя, но и от работы всего коллектива. Хотя и личностные качества самого руководителя чрезвычайно важны для успешного функционирования учреждения.
Быть директором - значит быть мастером, владеющим управленческими способностями и организаторскими навыками. Необходимо уметь налаживать связи, быть способным к совместным действиям с коллегами, родителями, общественными организациями, владеть современными педагогическими технологиями и методами. И ещё эффективно управлять кадрами, координировать их деятельность в достижении поставленных целей, задач, принятых решений; организовать контроль и анализ учебно-воспитательной деятельности.
Стратегическое видение – взгляды руководителя и персонала ЦДО на будущую деятельность образовательного учреждения.
Основной вопрос относительно стратегии образовательного учреждения, который должен задавать себе руководитель, звучит так: «Каким мы видим образовательное учреждение, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?». Ответы на этот вопрос составляют стратегическое видение.
Миссию МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО» (далее ЦДО) вижу в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества в области дополнительного образования, в активном влиянии на социальную среду через формирование гражданских и нравственных качеств выпускников, высокого образовательного уровня, инновационной деятельности в условиях интеграции в образовательное пространство нашего посёлка, района.
Цель же работы ЦДО (администрации и педагогического коллектива) - это совершенствование системы дополнительного образования детей в Усть-Абаканском районе: создание условий для самоопределения и профессиональной ориентации учащегося, развития военно-патриотического воспитания, детского общественного движения посредством деятельности учреждения с опорой на всестороннюю педагогическую поддержку, обеспечивающую определение оптимальных путей реализации детских интересов.
Дополнительное образование, реализуемое в МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО» как сфера, максимального благоприятствующая развитию творческих сил ребенка и реализации его собственного «Я» в созидательно творческих видах деятельности, должно быть устремлено в завтрашний день, жизни общества предусматривать условия освоения ребенком новых форм отношения к миру.
Цель образовательной политики в рамках модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов России. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования; обеспечить сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства, создать условия и механизмы устойчивого развития системы дополнительного образования детей.
Гибкость дополнительного образования детей, как открытой социальной системы, позволяет создавать условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций, поддержки и развития одаренных детей, а также в целях профилактики асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. Дополнительное образование осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность в условиях практико-ориентированного образования.
Чего хотим достичь?
• увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам;
• удовлетворенность реальных потребителей качеством и результативностью образовательно – воспитательного процесса, спектром предоставляемых услуг, процессом и результатом сохранения и укрепления психофизиологического здоровья воспитанников; материально-техническими условиями полноценной реализации обучения в Центре;
• материально-техническое обеспечение полноценной реализации обучения в Центре;
• обеспечение безопасных и комфортных условий осуществления образовательного процесса;
• обеспечение качества и доступности образовательных услуг населению р.п. Усть-Абакан и Усть-Абаканского района;
• обеспечение Центра квалифицированными педагогическими кадрами;
• совершенствование нормативно-правового обеспечения;
• повышение профессионализма педагогов дополнительного образования;
• развитие социального партнёрства, сетевого взаимодействия;
• актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
Отвечу на вопрос: «А что конкретно необходимо сделать для этого коллективу ЦДО?»:
• обеспечить переход учреждения на доступное и качественное дополнительное образование для каждого учащегося с учетом инновационных изменений в организации и содержании педагогического процесса и характере результатов обучения;
• обеспечить непрерывность и преемственность содержания общего и дополнительного образования как средства развития и формирования личностно-социальных проявлений учащихся в учебно-воспитательном процессе, способствующих повышению качества образования и его результатов;
• совершенствовать содержание и технологии образования на основе внедрения модели профильного обучения с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
• повысить эффективность системы управления учреждением в соответствии с приоритетами развития среды образования;
• разработать систему необходимых условий, обеспечивающих преемственность развития и поддержки талантливых детей на различных ступенях обучения;
• разработать систему профессионального самоопределения учащихся, эффективность ее применения в профессиональных и жизненных ситуациях;
• совершенствовать формы и методы системы духовно-нравственного, военно-патриотического (гражданско-патриотического) воспитания учащегося как гражданина России во взаимодействии с семьей и социумом;
• повысить социальный статус МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО».
В учреждениях дополнительного образования нет типовых образовательных стандартов, что дает возможность и преимущество педагогу следовать природе познавательного развития ребенка. Программы дополнительного образования содействуют самореализации ребенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельности, что положительно сказывается на результатах общего образования. В учреждениях дополнительного образования детей наиболее эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума.
Как правило, все инновационные методики рассматриваются с точки зрения их применения в образовательных учреждениях. Здесь необходимо понимать, что «дополнительное образование» - составная часть непрерывного образования и естественный сетевой партнер общеобразовательной школы.
По итогам проведенного SWOT-анализа стратегическими направлениями развития МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО» являются:
• сетевое взаимодействие с учреждениями системы образования поселка, района, и Республики, социальными партнерами, для увеличеня количества детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием в Усть-Абаканском районе; возможности использования новых форм, технологий работы и форматов взаимодействия (дистанционное обучение, «Интенсивные школы», модульные программы, профильные смены и т.п.); расширения вариативности содержания дополнительного образования; повышения эффективности образовательной деятельности и качества образовательного результата; расширения ресурсных возможностей организации (материально-техническое обеспечение, привлечение квалифицированных специалистов, обновление дополнительных общеобразовательных программ); объединения усилий и возможностей образовательных учреждений (УДОД, общеобразовательных и высших профессиональных учреждений) в интегрированную систему непрерывного образования;
• личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, способный обеспечить каждому учащемуся высокое качество образования, его доступность с учетом потребностей общества и его индивидуальным талантом;
• духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое развитие и воспитание качеств инициативной, творческой и талантливой личности в современной инфраструктуре и здоровьесберегающей среде учреждения.
Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей, социальных партнеров в процесс развития учреждения. Развитие образовательной среды будет строиться как повышение качества образования по образовательным маршрутам учащихся. Существующая база учреждения станет основой, на которой каждый ребенок сможет воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности. Для обеспечения развития инфраструктуры в соответствии с требованиями времени необходимо совершенствовать кадровое обеспечение, инновационный потенциал учреждения.
На сегодняшний день,проводимую работу коллективом учреждения считаю эффективной – так как все намеченные ориентиры реализуются и о результатах знают не только в поселке, районе, Республике Хакасия, но и за их пределами
Для этого руководителю необходимо:
1.Держать в поле зрения всю организацию и действовать только на благо всей организации.
2. Планировать и вовлекать в действие весь коллектив. Строить свежие, гибкие организационные планы, опираясь на результаты опытных проектов.
3. Как можно лучше понимать цели коллектива, которым он управляет. Он должен быть способен увидеть и принять идеальный способ достижения цели, которая была задумана.
4. Вести за собой свой коллектив к целям, приводя убедительные доводы и используя конструктивный подход.
5. Верить в цели, в себя самого и в коллектив.
6. Без колебаний жертвовать интересами отдельных людей ради блага группы, как при составлении планов и выполнении задач, так и при отправлении правосудия.
7. Защищать все созданные коммуникационные линии и достраивать их там, где это необходимо.
8. Приходить к наиболее конструктивной реальности.
9. Вести людей за собой, постоянно указывая им на созидательные и конструктивные промежуточные цели.
Действуя таким образом, возможно завоевать для своего учреждения «Место под солнцем».