«Профессиональная позиция руководителя образовательной организации дополнительного образования»
Уважаемые коллеги, любую идею, как известно, можно сформулировать, но не любая формула принесет успех. У каждого человека она своя, правда есть нечто общее для всех - «Хочу», «Могу», «Надо». Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. В выборе моей педагогической профессии большую роль сыграли мои родители. Они всегда воспитывали во мне уважение к учительскому труду. От своих родителей я взял целеустремленность, обязательность, трудолюбие. За 37 лет работы в образовании я прошел все этапы карьерного роста: мой трудовой педагогический путь начался с учителя физкультуры средней школы , затем 11 лет проработал руководителем физического воспитания в сельскохозяйственном техникуме, после 10 лет методистом, и уже более 12 лет руковожу детско-юношеской спортивной школой.
Настоящей школой лидерства для меня стала Кинель-Черкасская детско-юношеская спортивная школа. Когда в 2007 г. мне пришлось принять руководство спортивной школой, трудностей было немало. Здание школы требовало капитального ремонта, не хватало, а по многим видом спорта вовсе отсутствовало спортивное оборудование и инвентарь, условия для обучения не позволяли вести эффективный образовательный процесс. Но не это самое главное, что ведет к успехам большим победам. Главное это человеческий потенциал, те внутренние резервы, которыми обладает каждый педагог и основная задача была раскрыть этот самый потенциал в каждом по отдельности и всего коллектива в целом. В первую очередь были намечены основные управленческие решения по созданию коллектива единомышленников, определены основные цели, задачи и направления деятельности.
Решать поставленные задачи можно тогда, когда выстроена эффективная система управления, когда созданы необходимые условия для работы. И не секрет, что именно руководитель определяет курс, которому все следуют. Важно сознание того что главным объектом образовательного процесса являются дети с их скрытыми индивидуальными особенностями и физическими данными, их необходимо увидеть и раскрыть. Целенаправленный процесс обучения и воспитания посредством реализации дополнительных образовательных программ, дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает его включение в занятия по различным видам спорта, где он получает реальный шанс и условия для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Процесс обучения увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свой потенциал, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием, ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Дополнительное образование сегодня все больше находит понимание в обществе. Каким оно будет завтра? Принятые в последние годы на высшем уровне нормативные документы позволяют сделать вывод, что происходит переосмысление роли дополнительного образования в системе образования страны. Дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, начать заниматься здесь можно на любом возрасте, в зависимости от целеполагания, оно может перерасти в любимое занятие на всю жизнь, а может даже повлиять на выбор будущей профессии. В учреждении дополнительного образования ребята получают возможность быть успешными, что далеко не всегда присутствует в школе. Эмоциональная насыщенность занятий, внутренняя свобода детей, психологический комфорт – очень важные составляющие дополнительного образования. Значимость его для формирования личности, готовой к саморазвитию и самосовершенствованию, очевидна. Сегодня время диктует нам новые требования. Мы живём в век информационных технологий, наши дети стали более коммуникабельными. В таких изменившихся условиях должны меняться и педагоги и внутреннее содержание дополнительного образования.
Проведя тщательный анализ деятельности, были определены приоритетные направления дальнейшей работы. Создали и усовершенствовали материально–техническую базу по всем видам спорта, обеспечив всех занимающихся необходимым инвентарем и оборудованием. Совместно с руководителями общеобразовательных организаций в каждой школе района организовали учебно-тренировочный процесс по самым различным видам спорта. В здании спортивной школы провели капитальный ремонт, в результате были оборудован специализированный борцовский зал и шахматный клуб.
Президент РФ В.В. Путин большое внимание уделяет возрождению утраченных позиций по развитию массовой физической культуры и спорта: "Массовый спорт - это фундамент спортивных побед. Привлекать и удерживать молодежь в секциях нужно всеми доступными средствами".
Спортивная школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребенку осознать важность занятия физической культурой и спортом.
За время управленческой работы я понял - самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через собственное самосовершенствование. Это мое профессиональное кредо, моя формула успеха. Создать вокруг себя команду, творческий коллектив мне удалось доверительным методом управления. Управленческие действия совершаются мною не через принуждение (приказ), а через побуждение. Считаю, важно признавать достоинства других (будь то педагог, родитель или воспитанник) и относиться ко всем субъектам образовательного процесса как к соратникам в одном общем деле. А потому действовать необходимо через собеседование, сотрудничество, согласие, сочувствие. Управляя, пытаюсь содействовать раскрытию, реализации потенциала человека. Например, когда создавалась новая методическая система в школе, необходимо было не преодолевать сопротивление, а создать совершенно иную среду.
При этом можно сколько угодно говорить о профессиональном развитии, но, если оно само не является для учреждения организационной ценностью, никакого развития педагогических кадров не произойдет. Профессиональный рост – ценность, разделяемая коллективом и администрацией. Анализируя характеристику педагогического состава за последние три года, наблюдается положительная динамика: увеличивается количество штатных тренеров-преподавателей. С введением государственных стандартов встала задача по переподготовке кадров, которая была успешно реализована - на данный момент мы имеем 100% состав штатных тренеров с педагогическим образованием. На период последующих трех лет мы ставим перед собой не менее важную задачу - всем педагогическим работникам повысить квалификационную категорию не ниже первой. Современные педагогические требования диктуют новые подходы и новые инновационные технологии к образовательному процессу, для этого все тренеры постоянно занимаются самообразованием. По мере необходимости тренеры-преподаватели ДЮСШ проходят курсы повышения квалификации, активно принимают участие в конкурсах, научно-практических конференциях, охотно делятся идеями и распространяют свой опыт работы на региональном и всероссийском уровнях, что способствует росту их педагогического мастерства. Два педагога (в 2017 и 2019 г.г.) стали победителями регионального конкурса долгосрочных воспитательных проектов и получили премии Губернатора; один в 2018 г. призером конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»; есть победитель всероссийского конкурса тьюторских проектов в области физической культуры и спорта; ежегодно с 2016 года наши тренеры становятся победителями и призерами областного конкурса среди тренеров-преподавателей дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Реализуемые управленческие проекты нашего учреждения были неоднократно представлены и становились победителем (2016г, 2017г, 2019г) на международной Ярмарке социально-педагогических инноваций.
Спортивная жизнь в нашем учреждении кипит и бурлит во всех отношениях, ведь важным моментом в воспитании спортсмена является участие в соревнованиях, в которых ребенок имеет возможность оценить свои силы, применить свои знания и навыки, приобретенные на тренировках. На протяжении многих лет ДЮСШ является организатором спартакиады среди учащихся образовательных учреждений Кинель-Черкасского района. Это самое массовое спортивное мероприятие, в котором принимают участие более 2000 учащихся всех возрастных категорий, и длится в течение учебного года по 10 видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, лёгкой атлетике, легкоатлетическому кроссу, лыжным гонкам, плаванию, стрельбе, многоборью ВФСК ГТО. Нешуточная борьба разворачивается на площадках во время проведения спартакиады. А как иначе?! - по итогам соревнований мы формируем сборные команды района, в состав которых входят сильнейшие, и борются за призовые места уже в областной спартакиаде школьников. И результаты этой борьбы отражаются в итоговой таблице областной спартакиады. Последние годы наше учреждение входит в число лучших в Самарской области так в 2016-серебряные призеры, в 2017 и 2018 г.г.- бронзовые призеры, а в 2019 мы стали победителями областной спартакиады. Такой успех назвать случайным нельзя. Это совместная планомерная работа всего коллектива, эффективные управленческие решения и качественный учебно-тренировочной процесс тренеров привели к высоким спортивным результатам и громким победам.
Но не только участием в спартакиаде характеризуются спортивные будни детско-юношеской спортивной школы. По всем видам спорта, которые развиваются в ДЮСШ, проводятся соревнования районного, областного и всероссийского уровней. Каждую неделю наши юные спортсмены состязаются на своих площадках, либо выезжают за пределы района, чтобы добиваться новых побед. Одним из составляющих успеха наших воспитанников является тесное взаимодействие тренеров и родителей, ведь часто, на начальных этапах обучения основной мотивацией для ребенка является даже не само тренировочное занятие, а возможность находиться в детском коллективе, потом все это перерастает в привычку и далее в потребность. Для поддержания интереса в нашем учреждении проводятся спортивные праздники юных воспитанников с участием их родителей. Доброй и трогательной традицией стало проведение выпускного вечера для воспитанников нашей школы. На этот вечер приглашаются не только виновники торжества, но и юные спортсмены, для которых выпускники стали настоящими спортивными героями, и отличным примером того, к чему нужно стремиться.
В своей деятельности мы сотрудничаем и взаимодействуем с областными спортивными организациями, федерациями по видам спорта, учреждениями физкультурно-спортивной направленности региона. Детско-юношеская спортивная школа является методическим центром на базе, которого работает районное методическое объединение учителей физической культуры Кинель-Черкасского района и тренеров – преподавателей ДЮСШ. На заседаниях рассматриваются инновационные методики преподавания, осуществляется обмен опытом, планируются проведение соревнований и спартакиад. Взаимодействие основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. На базе образовательных учреждений в дни школьных летних каникул организуются учебно- тренировочные сборы по видам спорта. В 2020 году наша спортивная школа стала областной стажерской площадкой по данному направлению: «Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности как условие развития и успешности обучающихся»
В заключение я бы хотел сказать, что вижу нашу спортивную школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и грамотными, квалифицированными педагогами. Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, а добившись его однажды стараться повторить или превзойти.
Говоря о будущем своего учреждения: чем собирается жить и дышать детско-юношеская спортивная школа каждый спортивный день – это упорная работа. К спортивному девизу: «Быстрее! Выше! Сильнее!» мы добавили: «Лучше!». К этому и стремиться дружный, сплоченный коллектив нашей спортивной школы.