«Дополнительное образование: взгляд в будущее»
«Когда настают тяжёлые времена, нет иного выбора, как взять себя в руки и делать всё как можно лучше»
Ли Якокка
Мой директорский стаж – 14 лет, он уже достаточный для того, чтобы задать себе самой и своим коллегам вопрос: «Почему дополнительное образование детей называют дополнительным? Разве образование может быть дополнительным?» Думаю, многие педагоги, работающие в системе дополнительного образования, согласятся со мной в том, что на сегодняшний день роль работы педагогов учреждений дополнительного образования с детьми не оценена на должном уровне в нашей стране. Мы стремимся усилить позиции общеобразовательной школы, забывая о том, что не каждый школьник в будущем будет получать высшее образование, а, значит, не каждому потребуется тот хорошо выученный, усвоенный багаж знаний, необходимый для достижения высших целей в обучении. Не секрет, что для многих сегодняшних школьников именно дополнительное образование приоткроет дверь в мир будущей профессии, научит мыслить и творить, создаст условия для безболезненного вхождения в социум, что так необходимо каждому юному гражданину нашей страны.
Так что же такое дополнительное образование и в чём его незаменимая роль в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения?
Дополнительное образование – образование доступное. Его могут осваивать любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания, одарённые, «проблемные» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети - инвалиды. При этом все образовательные услуги предоставляются бесплатно, что особенно важно для детей из малообеспеченных семей.
Заниматься в учреждениях дополнительного образования никогда не поздно, что делает эту сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Поэтому, вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени. Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодежи, её переориентации в лучшем случае на элементарное поддержание жизненного тонуса.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что вовлечение детей в систему дополнительного образования во многом меняет уклад их жизни, обогащает их новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами, предоставляет возможность решения ребенком жизненно важных для него проблем. Оно направлено на развитие личностных качеств и навыков общения детей, создает широкие возможности для самоопределения, самореализации каждого ребенка и его включения в реальность современного общества.
Дополнительное образование детей – это «множество с нечеткими границами». Практика дополнительного образования детей сложна, дискретна, многообразна и до конца не познана до настоящего времени.
Дополнительное образование детей отличается от основного (школьного) по многим внутренним и внешним характеристикам, но главным остается то, что за долгую историю своего развития и становления в качестве неформального образования (101 год!) оно всё же смогло внести в педагогическую реальность альтернативное содержание.
Руководствуясь Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, каждое учреждение дополнительного образования детей ищет и определяет свою концепцию развития, учитывая при этом те требования государства и общества, которые предъявляются к выпускнику, школьнику. Своевременным в решении данного вопроса является федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование», призванный не только усилить образовательную и воспитательную работу в учреждениях дополнительного образования, но и при поддержке федеральных структур открыть новые бесплатные места для детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Памятуя о том, что «всё новое – это хорошо забытое старое», коллектив нашего учреждения при выборе своего нового пути развития образовательного и воспитательного процесса руководствуется интересами социума по взаимодействию основного и дополнительного образования детей, как одного из приоритетных направлений развития образовательной системы, позволяющей решать важнейшую задачу сохранения и развития единого образовательного пространства на основе осуществления интеграционных процессов.
В качестве партнеров были выбраны две школы: средняя общеобразовательная школа № 2 и Педагогический лицей. В 2016 году начала свою деятельность Федеральная площадка по теме: «Воспитание и дополнительное образование в условиях сетевого взаимодействия». За три года работы по разработанной для интеграции образовательной программе мы уже имеем ощутимые результаты:
- На уровне учреждений:
- организованы общие воспитательные мероприятия (праздники, родительские собрания, соревнования, мастер-классы);
- создана система повышения профессиональной компетентности педагогов, участвующих в экспериментальной работе по интеграции дополнительного и основного общего образования (совместные педагогические советы, семинары, курсы повышения квалификации).
- На уровне субъектов деятельности:
- разработаны и апробируются механизмы изучения интересов и потребностей детей и их родителей в дополнительном образовании;
- обеспечивается многообразие образовательной и досуговой деятельности, удовлетворяющей групповые и индивидуальные интересы детей;
- создана образовательная среда творческого типа, способствующая активизации творческого потенциала участников педагогического процесса (взрослых и детей) в учебной, внеучебной и досуговой сферах деятельности;
- созданы условия для повышения эффективности образовательного процесса.
Мы уверены, что выбранный нами путь по обновлению и развитию образовательной и воспитательной деятельности нашего учреждения выбран правильно. На сегодняшний день мы являемся полноправным партнером единого образовательного пространства, основанного на интеграции разных образовательных учреждений, и, по прошествии времени, видим результаты совместного труда учителей и педагогов дополнительного образования. Да, и сами учителя теперь уже неоднократно убедились в том, что занятия в детских объединениях муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества имени Александра Матросова» развивают их учеников, дисциплинируют, создают благоприятные условия для безболезненного вхождения в социум, помогают сделать правильный профессиональный выбор своего будущего. В дополнительном образовании даже самый нерадивый ученик школы может стать успешным и успевающим – в этом и заключается главный смысл этого образования.
В 2010 году по решению депутатов Великолукской городской Думы трудовой коллектив муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Александра Матросова» занесен в Книгу Почета города Великие Луки. В 2013 г. учреждение стало лауреатом Всероссийского конкурса «100 школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования», в 2015 г. МБУДО ДДТ – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение ДОД-2015» в номинации «Лучший Дом детского творчества». Нам есть кем и чем гордиться!
Дополнительное образование детей – это ответ взрослых детям. Суть его в том, что взрослые (поколение со своей культурой, мировоззрением, мировосприятием, жизненным укладом и профессиональным опытом) способны услышать и понять каждого ребенка, стать для него интересным, ценным, необходимым.
Растущий человек ждёт от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности найти среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мы в этом убеждены!
Т.А. Зернова, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества имени Александра Матросова» г. Великие Луки Псковской области