Черногалов Анатолий Владимирович — Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО

Для МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ», и меня лично, Всероссийский конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур» является одной из главных экспертных площадок деятельности нашего учреждения. Начиная с 2015 года Центр детского творчества является активным участником данного конкурса. Программа развития учреждения на 2012–2015 годы стала дипломантом II степени конкурса «Арктур – 2015», призером регионального конкурса программ развития организаций дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2015г.). По итогам всероссийского конкурса «Арктур – 2017» программа развития учреждения на 2016–2020 годы вошла в десятку лучших. Введение номинации «Руководитель образовательной организации, реализующий программы дополнительного образования детей» в положение конкурса этого года, я воспринял как шанс получить профессиональную оценку своей управленческой работы.

Семь лет назад, когда меня назначили на должность руководителя, с одной стороны я ощутил внутренний трепет – гордость от доверия, а с другой – огромную ответственность, возникла масса вопросов. Что значит сегодня руководить образовательной организацией? Какими компетенциями должен обладать современный лидер? Как управлять коллективом, в котором трудятся почти 150 сотрудников? Вопросы, вопросы, вопросы…. Одно дело набрать свою команду, другое – прийти в сложившийся коллектив, где руководство более двадцати лет осуществлялось другим директором и осознавать, что многие сравнивают тебя, проводят параллель с прежним руководством. В скором времени пришло понимание, что одного образования менеджера недостаточно, необходимо постоянно самосовершенствоваться, планировать своё развитие в тонкостях искусства управления. Как сказал известный критик и публицист В.Г. Белинский: «Великий реформатор, приходит ни с тем, чтобы разрушать, а чтобы созидать, разрушая». Я, конечно же, не считаю себя великим реформатором, но всё же пришлось, и разрушать устаревшие стереотипы, отношения и выстраивать новые. Я убедился, что в дополнительном образовании работают личности творческие, неординарные и мне приходится с этим считаться, создавая условия для их самореализации.

Отправной точкой в начале моей деятельности в должности руководителя учреждения стал Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», в котором была поставлена задача увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами до 70–75% к 2020 г. Комплекс принятых мною управленческих решений способствовали успешной реализации поставленной цели.

Сегодня Центр детского творчества – это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, которому в этом году исполнилось 45 лет. Цель деятельности учреждения обеспечение условий для его развития в соответствии с требованиями современной образовательной политики, потребностями личности и в интересах творческой самореализации, успешной социализации ребенка.

Образовательный процесс в учреждении строится по 6 направленностям: физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, естественнонаучное, техническое. Организована деятельность 400 учебных групп, в которых занимаются 4487 обучающихся. В детских объединениях 607 (13% от общего количества) детей льготных категорий населения: 6,5% – из неполных семей, 3,6% воспитываются в многодетных семьях, 1,5% из малообеспеченных семей, 1% – дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, 0,4% детей воспитываются опекунами.

За время моего руководства увеличилось число реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с 72 в 2014 году до 123 в 2020 году. Налажено сотрудничество с 33 образовательными организациями города по совместной реализации задач дополнительного образования детей.

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения является поддержка и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2019–2020 учебном году 77 детей с ОВЗ обучались по дополнительным общеобразовательным программам: «Фортепиано», «Аппликация», «Скульптура малых форм», «Изобразительное искусство», «Фольклорный ансамбль», «Сказочная экология», «Мир вокруг нас», «Азбука леса». Данная категория детей представлена детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психического развития, слуха, имеющими расстройства аутистического спектра и хронические заболевания, такие как сахарный диабет и заболевание крови.

Ежегодно с мая по сентябрь месяц Центр детского творчества трудоустраивает несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в количестве от 70 до 100 человек в качестве подсобных рабочих, помощников вожатых.

МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ» является соисполнителем муниципальных программ: «Развитие образования города Нижневартовска на 2018–2025 годы и на период до 2030 года», «Комплексные меры по пропаганде здорового образа жизни (профилактика наркомании, токсикомании) в городе Нижневартовске на 2016–2020 годы», «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма и терроризма в городе Нижневартовске на 2019–2025 годы и период до 2030 года», в рамках которых в 2019 году педагогическими работниками учреждения организовано и проведено 19 мероприятий, как для обучающихся, так и для педагогических работников образовательных организаций города.

Результативность работы с одаренными детьми подтверждается положительной динамикой количества победителей фестивалей, конкурсов, выставок, научно-практических конференций, соревнований различного уровня. Более 1500 обучающихся ежегодно становятся победителями и призерами мероприятий различного уровня. Основной состав победителей и призеров представляют обучающиеся образцовых коллективов: шоу-балет «Айс-Крим», ансамбль эстрадно-джазового танца «Стиль Данс», вокальная студия «Мэри Поппинс», театральная студия «ПРИз» и воспитанники вокальных и хореографических коллективов учреждения. Достаточно большой процент побед приносят в копилку Центра детского творчества юные спортсмены и туристы, выступая на соревнованиях различного уровня, обучающиеся городского научного объединения учащихся «Росток», школьного лесничества «Бурундучок», защищая проектные и исследовательские работы на научно-практических конференциях, форумах, слетах. Юные экологи являются обладателями пяти грантов Президента РФ, двух грантов Губернатора ХМАО-Югры.

В Центре детского творчества реализуются программы каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков: программа лагеря труда и отдыха «Панама» с дневным пребыванием детей, программа палаточного лагеря «Лесовик» с круглосуточным пребыванием детей, программы осенних лагерей с дневным пребыванием детей «Светлица», «Музыкальная академия», проект спортивно-туристической направленности «Туристские сборы «Четыре вершины». В 2019 году охват детей реализацией программ каникулярного отдых составил 420 человек.

В учреждении созданы условия для непрерывного повышения квалификации работников. В организации реализуется модель внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников. С целью оказания помощи молодым педагогам в вопросах организации образовательной деятельности в учреждении осуществляет деятельность «Школа молодого педагога», реализуется программа наставничества, что позволяет успешно решать задачи привлечения и адаптации молодых специалистов, которых в учреждении более 20% от общего количества педагогических работников. Ежегодно увеличивается процент педагогов, прошедших аттестацию на первую и высшую квалификационные категории: с 22% в 2014 году до 87% в 2019 году. На протяжении трех лет педагоги организации уверенно сохраняют первую позицию по итогам участия в муниципальных конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют», получают призовые места на региональном этапе конкурса. Курсовую подготовку в различных формах (очное, заочное, дистанционное обучение) в 2019 году прошли более 80% работников учреждения.

Очень важным для меня является понимание личности педагога. В этом отношении мне импонирует «живое» общение. Это позволяет увидеть потенциал каждого сотрудника, ответить на интересующие вопросы, разъяснить позицию современного образования, выстроить совместную траекторию для решения профессиональных задач. С этой целью один раз в квартал в учреждении проводятся педагогические советы, которые проходят в нетрадиционной форме и позволяют раскрыть профессионализм, творческий потенциал, методическую грамотность педагогов. По понедельникам проходят совещания с руководителями структурных подразделений, на которых решаются текущие и плановые вопросы.

В учреждении сложился достаточно стабильный коллектив. На сегодняшний день численный состав педагогических работников составляет 93 человека, высшую и первую квалификационные категории имеют 86 педагогов. Большую часть коллектива составляют работники со стажем работы более 20 лет – 36,5%, стаж работы от 10 до 20 лет имеют 31,7%, стаж работы от 5 до 10 лет у 16,2% педагогических и административных работников, от 1 до 5 лет – 14,6%. Средний возраст работников административно-управленческого персонала составляет 46 лет. Доля педагогов пенсионного возраста – 23,5%, педагогов в возрасте до 35 лет в учреждении 29,2%. Профессионализм работников учреждения подтверждается наличием у них ученых званий, почетных званий и ведомственных наград, которые имеют 22,7% от общего количества педагогических и административных работников учреждения.

Мир вокруг нас меняется стремительно. Дополнительное образование в нашей стране также претерпевает сегодня поистине глобальные изменения. Открываются частные организации, предлагающие образовательные услуги, что заставляет нас быть конкурентоспособными. Меняются и требования, предъявляемые к современному лидеру – управленцу. Ежедневно приходится принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег при переходе на рыночные отношения до поиска путей повышения качества образования.

Я поддерживаю политику государства, направленную на развитие дополнительного образования, предусмотренную в Национальном проекте в сфере образования федеральный проект «Успех для каждого», регионального проекта «Разработка и апробация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (сертификат дополнительного образования). С 2017 года учреждение, которым я руковожу, вошло в пилотный проект по внедрению сертификата дополнительного образования, что повлекло за собой в первую очередь изменение взглядов всего коллектива на организацию образовательной деятельности (изучение нормативно-правовых актов, разработка новых востребованных и корректировка реализуемых программ с учетом требований, прописанных в правилах персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) детей в ХМАО-Югре). В рамках системы ПФДО обучение ежегодно получали 2300 обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет по программам, которые прошли процедуру добровольной сертификации и были включены в окружной реестр дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В 2017 году Центр детского творчества работал в статусе региональной инновационной площадки по теме «Социализация и творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования». Такая система требовала тесного взаимодействия между школами, организациями дополнительного обучения, высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, спорта, результатом этого стал разработанный в 2018 году проект «Сетевое взаимодействие как эффективная стратегия развития учреждения дополнительного образования», основной целью которого является завоевание ведущих позиций на рынке услуг дополнительного образования ХМАО-Югры посредством применения сетевого взаимодействия. Реализация проекта рассчитана на три года (с января 2019 по декабрь 2021). За первый год реализации проекта увеличилось количество лицензированных мест проведения образовательной деятельности, проведена корректировка и разработка программ с учетом принципов вариативности (краткосрочные, адаптированные, модульные), увеличилось количество обучающихся, приобретено за счет грантовых средств оборудование для экологической лаборатории, что позволило проводить совместно с преподавателями Нижневартовского государственного университета научные консультации, выездные полевые практики, практические занятия по программам естественно-научного направления.

Поэтому мне приходится пересматривать образовательные подходы, процессы и форматы для того, чтобы дать обучающимся возможность формировать навыки, необходимые для профессионального и личностного успеха в 21 веке; прогнозировать перспективные направления деятельности, которые помогут вовлечь большее количество детей и подростков в дополнительное образование; выстраивать взаимодействие с коллегиальными органами управления: общим собранием трудового коллектива, педагогическим, управляющим и наблюдательным советами; согласовывать все управленческие решения с первичной профсоюзной организацией. 74% коллектива являются членами первичной профсоюзной организацией.

Как руководитель, попадая в различные управленческие ситуации, понимаю, что сегодня просто необходимо быть мобильным, дальновидным, уметь правильно расставлять приоритеты, быть для коллектива авторитетным лидером, вдохновляющим на решение поставленных задач. Директор – это такая универсальная фигура, которая выполняет функции не только организатора образовательной среды, но и психолога, экономиста, юриста, стратегического менеджера и хозяйственника. Для создания качественных условий организации образовательного процесса необходимо постоянное привлечение дополнительного финансирования. Восполнение дефицита бюджетных средств на укрепление материальной базы учреждения, развитие новых направлений деятельности осуществляется за счет привлечения грантовых средств от участия в конкурсах различного уровня, дополнительных платных услуг.

По итогам участия в городском конкурсе вариативных программ (проектов) в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период, программы учреждения ежегодно становятся победителями и получателями грантовых средств на их реализацию. Общий объем грантовых средств составил: 2016 год - 550 000 рублей, 2017 год – 750 000 рублей, 2018 год – 698 000 рублей, 2019 год – 696 000 рублей. Финансовые вливания позволили обновить материально-техническую базу лагерей, приобрести канцелярские товары, призы и подарки участникам. Программа летнего лагеря труда и отдыха «Панама» второй год подряд входит в число победителей окружного конкурса программ педагогических отрядов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на лучшую организацию досуга детей, подростков и молодёжи в каникулярный период. Призовой фонд от участия в конкурсе составил в 2018 году – 75000 рублей, в 2019 году – 55000 рублей.

Проекты учреждения «Активизация экологического движения школьников «Эколуч», «Лаборатория под открытым небом», «Занимательные химико-экологические опыты» стали победителями конкурса социально-значимых проектов ПАО «Сибур Холдинг» в рамках единой благотворительной программы «Формула хороших дел», общий призовой фонд от участия в конкурсах составил более 1500000 рублей.

Ежегодно в рамках дополнительных образовательных платных услуг осуществляется деятельность по направлениям: Школа раннего развития, хореография, театр, аэробика (чирлидинг), вокальный ансамбль, волшебный песок. Школа раннего развития представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Для детей школьного возраста реализуются программы художественной направленности: обучение игре на гитаре, фортепиано, синтезаторе. Общий охват дополнительными образовательными услугами ежегодно составляет около 500 человек. Еще одним из источников получения доходов является концертная деятельность, организация и проведение мастер-классов, тематических праздников, экскурсий. Обще годовой доход учреждения от дополнительных платных услуг составляет: 2017 год – 7687579 рублей; 2018 год – 7281902 рубля; 2019 – 6815012 рублей.

Руководитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы постоянно поддерживать свою производительность. Здесь важна стрессоустойчивость, как условие принятия правильных решений, от которых зависит профессиональная и личная жизнь сотрудников. Немаловажным является создание комфортной среды в учреждении и проведение мероприятий, поддерживающих корпоративный дух в коллективе. Для достижения согласованности взаимодействия, повышения уровня вовлеченности и мотивации сотрудников нужна сплоченность коллектива и, в целом, обстановка взаимовыручки во всем коллективе. Именно поэтому важная роль отводится корпоративным мероприятиям, способствующим укреплению командного духа. Среди них: обучающие тренинги, спортивные и развлекательные мероприятия, тимбилдинг, общие собрания, корпоративные праздники и награждение сотрудников, конкурсы.

Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных целей. А стратегия профессионального роста, развития руководителя учреждения дополнительного образования детей, коим я являюсь, будет более эффективной, если построить её на основе индивидуального подхода к наивысшей точке совершенствования, обеспечивающей движение к профессиональному самоудовлетворению через развитие областей профессиональной культуры: психологической, коммуникативной, профессионально-педагогической, профессионально-управленческой.

Повышение профессиональной компетентности побуждает желание работать эффективнее. Главным мотивом приобретения новых компетенций для меня является возможность повышения эффективности деятельности учреждения. Сегодня недостаточно простого следования привычным рецептам, когда необходимо постоянно искать и находить новые, более оптимальные пути достижения результатов, вопрос развития руководителя – это вопрос выживания и развития организации.

Я являюсь одним из инициаторов и организаторов городского слета активистов военно-патриотического движения, окружных и городских слётов поисковых отрядов Югры, спортивно-военизированных игр и сборов для молодежи города. Мной разработано и реализовано пять вариативных программ, направленных на формирование гражданско-патриотического сознания молодежи города. На базе Центра детского творчества был создан поисковый отряд «Родина», руководителем которого я являюсь. Сегодня он входит в окружной реестр поисковых отрядов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Воспитанники отряда «Родина» участвуют в экспедициях в составе сводного поискового отряда Югры на местах боев Великой Отечественной войны, являются участниками всероссийской акции «Вахта памяти». За период 2013 – 2019 годы члены отряда «Родина» приняли участие в 7 поисковых экспедициях в Волгоградской, Ростовской областях, Севастополе и республике Крым, ими поднято около 100 бойцов, найдены родственники одного погибшего солдата.

С целью обмена опытом и профессионального развития принимаю участие в мероприятиях различного уровня: в октябре 2015 года стал участником II Всероссийского съезда работников сферы дополнительного образования (г. Ярославль); в августе 2015 года представлял учреждение на I съезде педагогических работников ХМАО – Югры «Образование Югры: от приоритетов к качеству»; в августе 2017 года – на II съезде педагогических работников ХМАО – Югры «Эффективное управление как основа повышения качества образования».

С 2016 года являюсь членом Невской Образовательной Ассамблеи. В 2019 году стал победителем и муниципального конкурса профессионального мастерства в номинации «Лидер образования», и регионального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства «Руководитель года образовательной организации ХМАО-Югры – 2019». Награжден почетным знаком «Гордость Нижневартовска – 2019».

Вот и получается для того, чтобы стать эффективным руководителем, быть, так сказать, в тренде, необходимо постоянно развиваться, строить планы, в том числе и собственного профессионального роста, быть готовым к переменам и освоению новых рубежей. Я не боюсь перемен, им нельзя противостоять, а учусь использовать их во благо поставленным задачам. Во всем стараюсь находить точку роста для себя. А главное – анализ, рефлексия и еще раз анализ! Изо дня в день! Убежден, что эффективным руководителем не рождаются, им становятся.