Точенюк Жанна Юрьевна — Республика Крым

Как директор, отчетливо представляю, что современный этап развития общества выдвинул перед образованием новые задачи и векторы развития.
Будущий гражданин должен не только принимать готовые знания, но и активно заниматься изучением своей родины, ее истории, географии, природы, культурных традиций своего народа, всесторонне содействовать сбережению культурного наследия своего населенного пункта, края, всей страны.
Обучения в дополнительном образовании неразрывно связано с воспитанием активной жизненной позиции школьника.
Гражданско-патриотическое воспитание, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», должно включать «…содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, …воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов…; активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам…; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам…». А конечным результатом реализации Постановления должно стать «формирование системы патриотического воспитания граждан…», заключающееся в «активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества,…ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;…повышения интереса россиян к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам,…повышения качества работы образовательных организаций…».
Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с исследовательской деятельностью, которая позволяет школьникам получить комплексные представления о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей малой родине, государству, закладывает основы экологической, правовой культуры, обеспечивает доступность и наглядность обучения и может быть успешно реализована в работе с обучающимися.
В современном дополнительном образовании сочетание исследовательской деятельности с реализацией естественнонаучного и туристско-краеведческого направления, которое проводится на базе нашего центра, может быть отведена особая роль: во-первых, реализация этих направлений может выступать «рациональным средством познания общих закономерностей» окружающей человека природной и социально-экономической среды; во-вторых, «дает возможность связать теорию с практикой», развивает практические навыки; позволяет школьникам осознанно выполнять общественно-полезную работу, а также формирует у них бережное отношение к природе, культуре, истории родного края. Отличительной особенностью направлений стало сочетание образовательных, воспитательных, развивающих целей с общественно полезной деятельностью обучающихся по изучению природы, истории и культурного наследия родного края.
При выполнении исследования привлекаются внешние ресурсы: информационные источники, родители, опыт других людей, обучающиеся знакомятся с методами исследования, учатся новому. Этот вид деятельности позволяет школьнику проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат.
Такой подход содействует всестороннему изучению молодежью родного края, знакомит с его историей, славными традициями населения, ведет к осознанному пониманию ценности окружающей среды (природы, истории и культуры); закладывает основы бережного отношения к природному и культурно-историческому наследию своей малой родины и государства в целом.
Новые стандарты выдвигают требования к организации процесса образования и воспитания нового уровня, на котором творческая деятельность должна стать необходимой составляющей формирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Проведение школьниками исследований определяет для педагога большой фронт инновационной деятельности. Роль педагога в исследовательской деятельности учащегося – это организатор, консультант и коллега по решению проблемы, приобретению необходимых знаний и информации из различных источников. Важно, чтобы педагог помнил, что правильная организация учебно-исследовательской деятельности, способствует всестороннему развитию личности школьника, формирует его мировоззрение, содействует гражданско-патриотическому воспитанию.
Исследовательская деятельность в данном случае выступает, как механизм формирования мотивационной сферы обучающегося, коррекции, как элемент профориентационной работы.
С целью привлечения обучающихся образовательных организаций города к исследовательской деятельности в учреждении была разработана модульная программа ( https://ecomir-yalta.krymschool.ru/about/eduProgramsItem/13 ).
Программа «Основы исследовательской деятельности» была представлена на Республиканский конкурс дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи в номинации «Научный прорыв», по итогам которого авторский коллектив отмечен дипломом лауреата конкурса.
Результаты освоения программы обучающимися были обобщены на «Крымском фестивале педагогических инициатив – 2019» Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования».
Реализация программы направлена на: - формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация их свободного времени; - обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности; - выявление и развитие у обучающихся творческих способностей (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1; гл. 11, ст. 77, п. 3; Концепция развития дополнительного образования детей).
Апробация дополнительной общеразвивающей программы «Основы исследовательской деятельности», реализуемой Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детский экологический центр», началась в 2017 году на базе двух городских школ. Всего по программе занимались около 60 обучающихся 6-8 классов. Высокие результаты освоения программы показали 30% обучающихся. Из них максимальной результативности достигли 8 воспитанников: по итогам участия в исследовательских конкурсных программах географической и историко-краеведческой направленности эти ребята стали кандидатами в действительные члены Малой академии школьников Крыма «Искатель».
Программа позволила обучающимся в 2018-2019 году:
- подготовить исследовательские проекты «Имя героя на знамени класса», и представить их на научно-практической конференции «Кадетское образование в общеобразовательной школе: проблемы, опыт, эффективные решения»;
- подготовить проекты и принять участие в муниципальном этапе Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов учащихся среднего школьного возраста «Шаг в науку» (из 6 участников 4 стали призерами);
- подготовить исследовательские проекты по истории и географии родного края и принять участие в муниципальном этап Республиканской патриотической краеведческой конференции «Крым – наш общий дом» (из 3 участников 2 стали победителями и призерами);
- провести исследования и принять участие в муниципальной сессии Ялтинского регионального отделения Малой академии школьников Крыма «Искатель» по отделениям истории и наук о Земле (из 3 участников 2 стали призерами).
После завершения обучения четверо из восьми ребят продолжили занятия в объединениях дополнительного образования на базе МБУДО «Детский экологический центр».
Уже в 2019-2020 году они вошли в число призеров муниципального этапа олимпиады по школьному краеведению, приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», и «Исследовательский старт».
Следовательно, увлечение обучающихся краеведческими (историческими, географическими, экологическими, этнографическими) исследованиями должно интересовать и волновать педагогов, поскольку посредством этого направления может решаться множество педагогических и воспитательных задач.
Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии, а также будет содействовать воспитанию активной жизненной позиции будущего гражданина своей страны.